Поиск по блогу

3/08/2012

Петсон и Финдус - Свен Нурдквист

Книги шведского писателя Свена Нурдквиста о фермере Петсоне и его котенке Финдусе, увидевшие свет в 80-х годах ХХ века, во многих странах уже считают "классикой" детской литературы. Они переведены на немецкий, английский, датский, а теперь и на русский язык. Их общий тираж в мире превышает шесть миллионов экземпляров. По сюжетам историй о Петсоне и Финдусе в Швеции снят телевизионный фильм. Жизнь в домике Петсона полна самых разных событий.

Петсон - старый фермер, живущий в маленьком домике. Холостяк Петсон – это воплощенное одиночество. Но одиночество, не имеющее трагической ауры и не лишающее человека способности радоваться жизни. А все потому, что у Петсона есть Финдус.  
Финдус - его иногда называют "полукотенком-полуребенком". Финдус, и правда, появляется в истории как самый обыкновенный котенок, которого приносит Петсону соседка, чтобы скрасить его одинокую жизнь. И поначалу этот новый жилец ведет себя, как маленькая зверушка, - т.е. визжит и кусается. Но потом, как-то совершенно незаметно, с ним происходит трансформация, которую можно признать волшебной. Финдус, отвечая тайным чаяниям одинокого Петсона, учится говорить. И требует себе одежку – ставшие теперь знаменитыми "фирменные" зеленые штаны :)
Речь и одежда – признаки "очеловечивания". Или волшебного персонажа.
  И здесь Финдус оказывается в одном ряду с пережившими подобную трансформацию сказочными героями: Буратино, Снегурочкой, Дюймовочкой и т.д. - существами рукотворными или "странного происхождения", которые заменяют одиноким людям детей.
Но, в отличие от историй "Снегурочки" или "Буратино", трансформацию, произошедшую с "Финдусом", видит только старый Петсон. Это Петсон относится к Финдусу как к ребенку. Это Петсон все время разговаривает с Финдусом. Это Петсон хочет нарядить елку именно для Финдуса (а не для себя!), а в другой истории - делает для него механического Деда Мороза, потому что Финдус очень хочет, чтобы к нему пришел настоящий Дед Мороз. Это Петсон ради Финдуса преодолевает свои недуги и подавленное настроение.
Для всех других Финдус как был котенком, так котенком и остается. Больше никто не может с ним разговаривать.
Что это значит? Петсон придумал себе Финдуса? Или старый фермер - не совсем обычный человек, раз способен войти в контакт с волшебным? 
Каждый решит так, как ему ближе. Но отношения Петсона с его ребенком-котенком не могут не импонировать взрослым – так много здесь узнаваемого, отсылающего к собственным переживаниям. Мы ведь тоже не просто любим своих детей, но и часто что-то про них придумываем. Или понимаем что-то, невидимое посторонним.
 И всё же истории про Петсона и Финдуса – сказочные. В этом должно убеждать хотя бы наличие "мюкл" – существ, которые присутствуют во всех книгах C.Нурдквиста и в которых, согласно теории сказки, мы должны признать персонажей, относящихся к разряду "волшебных помощников".
Однако волшебное здесь носит какой-то удивительно спокойный, даже бытовой характер. Акцент делается совсем на другом. В центре повествования – всегда отношения между большим и маленьким, отношения трогательные, исполненные любви, описанные они без всякой слащавости и сентиментальности.
Свен Нурдквист думает одновременно и как писатель, и как художник. Его рисунки не просто иллюстрируют текст, а рассказывают ту же историю, дополняя ее новыми подробностями. Собственно, о том, как сильно болит у Петсона нога и как она его донимает, сообщают именно рисунки. И падение Петсона с санок на рисунках предстает с особым драматизмом, который еще усиливается изображением восторгов Финдуса по поводу незапланированного катания.
"Фирменный" прием Нурдквиста - изображение движения. 
Например, как Финдус "моет" пол? Катается в луже воды на щетке. Он очень быстро носится туда-сюда и как бы оказывается в нескольких местах одновременно, - и на рисунках мы видим множество Финдусов в самых разных позах.
Рассматривать созданный Нурдквистом "текст в картинках" можно бесконечно.

Истории о Петсоне и Финдусе находят отклик у читателей самых разных возрастов благодаря своей многослойности. По отношению к ним нельзя сказать: не торопитесь с чтением этой книги, чуть позже ребенку будет интереснее ее слушать. И в три года, и в пять, и в восемь лет ребенок будет слушать истории о Петсоне и Финдусе с удовольствием. И каждый раз они будут оставлять у читателя в душе ощущение тихого счастья от соприкосновения с такой простой и в то же такой наполненной чувствами и событиями жизнью героев. Жизнью, в которую мы и сами не прочь окунуться :)

Интервью со Свеном Нурдквистом
Шведский писатель Свен Нурдквист родился 30 апреля 1946 года в городе Хельсиснборге, юность провел в Хальмстаде. После рождения сыновей вместе с семьей отправился жить в деревню, и только спустя 17 лет он переехал в Стокгольм, где и живет с 2002 года. Архитектор по образованию, Свен любит все, что связано с постройками: гулять по городу, рассматривая старые здания, играть в компьютерные игры, в которых можно возводить дома и города, а также непосредственно строить. Промежуточным итогом последнего увлечения стал его "типичный деревенский дом". Один из сыновей Свена Нурдквиста тоже стал иллюстратором и нарисовал уже две книги манга, опубликованные, правда, пока только в Сети. В свои 27 лет он по-прежнему живет со своими родителями.
Свен Нурдквист стал знаменитым после того, как, отчаявшись найти идеальную книжку для иллюстрирования, написал и нарисовал свою собственную - "Агатон Эман и алфавит" (1983). А год спустя появилась первая история про Петсона и Финдуса "Именинный пирог". Всего в серии вышло 9 книг, общий тираж составляет более 6 миллионов экземпляров (в России - 120 тысяч).

"Я с детства любил рисовать. В пятнадцать лет решил, что хочу стать художником и начал изо всех сил заниматься. Я закончил заочные американские курсы для художников-иллюстраторов. После школы я пробовал поступать в разные художественные заведения. Но всюду провалился. Пришлось стать архитектором".

Связан ли успех ваших книг с тем, что вы художник? И значит ли это, что книга сегодня - это прежде всего иллюстрации, а уже потом текст (которого может и вовсе не быть)?

Не могу этого утверждать. Есть много хороших книжек и сказок совсем без иллюстраций.

Представим, что книга как бумажный объект все-таки исчезла и в мире производят только электронные книги. Могут ли ваши книжки стать электронными? Хотелось бы вам сделать мир Петсона и Финдуса или героев книги "Где моя сестра?" интерактивным, используя возможности компьютера? Или идеальная книжка для вас — это, наоборот, уникальный авторский экземпляр, созданный вручную?

Я могу представить себе свои - и любые другие - книги в электронном виде, если они будут такими же дешевыми и простыми в обращении, как обычные книги. Главное преимущество бумажной книги в том, что она не может разрядиться ни с того ни с сего, и не требует замены батарейки.

Чего ни в коем случае не должно быть в детских книжках?

Не должно быть насилия, садизма и пр., если за ними не следует никакой реакции или объяснения. Нельзя оставлять ребенка наедине с чем-то чересчур страшным, не обсудив с ребенком это страшное, не попытавшись осмыслить. Ребенок чаще всего ассоциирует себя с самым слабым. И у этого слабого всегда должна оставаться надежда, что он справится.

Свен, а какое у вас любимое домашнее животное? И любите ли вы кошек в принципе?

Ну "люблю" это, пожалуй, слишком сильное слово. Они мне нравятся.
Я бы обязательно завел себе кота, если бы жил за городом, и если бы у моей жены не было бы аллергии на кошек.

Как вы считаете современным детям Швеции так же интересны  герои ваших книг, как и 20 лет назад. Или они уступают постепенно место в сердцах детей Швеции современным героям?

Пожалуй, интерес к моим книгам сейчас немного спал, но это связано в том числе и с тем, что у меня давно не выходило ничего нового. Последняя книга вышла уже четыре года назад, а последняя о Финдусе - и вовсе восемь лет назад. Продажи и библиотечная статистика снизились, но не существенно. 

 

Все рассказы Свена Нурдквиста о приключениях Петсона и Финдуса вы сможете найти в нашем интернет магазине "Димкин Дворик"


Комментариев нет:

Отправить комментарий